МБДОУ детский сад № 9 г.Павлово

Главное меню
Новости
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63

Детский аутизм. Как распознать и что делать родителям?

Помните фильм Барри Левинсона "Человек дождя", где главного героя, Реймонда, больного аутизмом человека играет Дастин Хоффман, а его брата, которому пришлось научиться понимать, что же это за болезнь - Том Круз? Этот фильм заставил весь мир заглянуть за завесу ледяных струй, которой отгорожены от этого мира больные аутизмом. Аутистов увидели; о тех, кого в упор не замечали раньше, начали говорить...

Но не только фильм Левинсона высветил проблему. По некоторым данным, аутисты в наше время появляются на свет чаще, чем раньше, в 10 раз. Если в 1993-м в Америке учились 15 500 детей, больных аутизмом, то уже через пять лет их стало 42 500. В мире на каждые 10 тысяч новорожденных приходится 15-20 "людей дождя". Получается, что сейчас аутистов на Земле миллионы. И их число постоянно растет...

Историческая справка

http://teckels.ru/images/content2/fam_autizm_1.jpgТермин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя.

Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства.

Моя начальница на работе, Наталия, совершенно потрясающая девушка: столько позитива я не видела раньше никогда, столько доброты, чуткости и мудрости. Я была уверена, что у Наталии все в жизни просто отлично, а иначе у такого человека и быть не может. Но относительно недавно, когда выдался очередной часик на сплетни, моя коллега спросила меня: «А ты знаешь, какая проблема у Наташи?». И выяснилось, что у нашей оптимистки, у нашего лучика ребенок - аутист. Вот уже семь лет, как Наташа знает этот диагноз и ровно столько же она делает все возможное и невозможное для того, чтобы ее сын был полноценным ребенком в будущем. А когда я узнала, что тема следующей статьи как раз это заболевание, я прямиком направилась к моей начальнице, чтобы узнать и рассказать вам об этом заболевании из первых уст.

Что же это за болезнь такая – аутизм, а если быть точнее – детский аутизм?

http://teckels.ru/images/content2/fam_autizm_2.jpgАутизм нельзя определить, пока ребенок находится в утробе матери. Его симптомы становятся видны только после рождения: малыш не проявляет оживления, почти не реагирует на близких, не улыбается... Когда такого ребенка берут на руки, он не выказывает никаких эмоций и часто кажется глухим или слепым.

Обычно признаки аутизма в полной мере проявляются между 1,5-3 годами. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается? Вот так и тут - в доме появляется холодный Маленький принц, малыш, заколдованный Снежной королевой.

Вот самые первые признаки раннего аутизма:

Ребенок не может говорить или соотнести слово с объектом, избегает смотреть в глаза даже собственной маме. Имеет странные привычки и игры, которые занимают его часами, например, он может рассматривать предметы, расположенные друг за другом под разным углом зрения и это может занимать у малыша очень много времени, до двух часов совершенно спокойно. Или, например, может выстраивать предметы в одну линию (а не складывать пирамидку) и эта игра точно так же может занять у него огромное количество времени.

Такого ребенка невозможно заставить что-то сделать или хотя бы попросить – он не реагирует на простейшие просьбы. Малыши с аутизмом не подражают взрослым, не показывают пальцем то, что они хотят получить, а просто плачут, никогда не обращаются за помощью, не любят, когда его ласкают и отличаются большой избирательностью в еде.

http://teckels.ru/images/content2/fam_autizm_3.jpgЧем дальше, тем больше проблем с самосознанием. Ребенок - аутист не понимает границ своего тела, не воспринимает других людей и не видит, что происходит вокруг. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.

То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию. Вот именно на этом Наташа просила акцентировать внимание.

Если ребенок не общается, это не значит, что это ему не нужно. Пусть он не говорит, но необходимо заменить слова на тактильное общение, жесты, мимику, прикосновения. И главное, все время наблюдать за ребенком, искать хоть малейшие проблески в сознании, улавливать, что интересует малыша. Если вы увидели, что ребенка вдруг, на секунду, заинтересовала картинка с кошкой –обязательно заведите кота в доме. Если же это будет, например, жираф, значит, ходите в зоопарк, как можно чаще, хоть каждый день и рассказывайте, рассказывайте малышу о нем, без устали. У детей - аутистов все записывается на подкорке и однажды он все это вспомнит, ваши труды не пройдут зря. Одним словом, старайтесь его побуждать к общению, используя все, что удастся найти, но главное – не давите.

Очень часто родители делают одну ошибку: когда ребенок пытается им что-то невнятно сказать, родители начинают нервничать и говорить: «Вот пока не скажешь нормально, что ты хочешь, ничего не получишь!». А ребенок – аутист нормально сказать не может, он и так делает все возможное, старается, а после таких слов попросту замкнется в себе и больше уже точно ничего не скажет.

Что еще нужно делать родителям, если их малыш – аутист?

http://teckels.ru/images/content2/fam_autizm_4.jpgНужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому необходимо за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.

Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.

Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. Как правило, такие детишки не играют со сверстниками, а находятся все время рядом. Не заставляйте ребенка вливаться в коллектив, даже если вам кажется, что малыш не реагирует на играющих рядом детей – это не так, он наблюдает за их играми, за поведением, за жестами и однажды воспроизведет это самостоятельно.

Каковы перспективы аутистов?

http://teckels.ru/images/content2/fam_autizm_5.jpgСчитается, что существуют четыре степени аутизма. Тех, кто болен самой тяжелой из них, невозможно вывести в мир. Следующая степень -- человека можно чем-то заинтересовать. И две другие формы - аутист относительно адаптируется в обществе, если с ним заниматься. Во всем мире считается, что аутизм лучше всего преодолевается, если ребенок посещает обычные детские учреждения. И научить детей-аутистов общению можно, как второму языку, хотя они все равно навсегда останутся в себе.

Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок. Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.

Как зарождается (возникает) детский аутизм?

В головном мозге человека, есть отдел, отвечающий за «стирание» ненужной информации. Работа этого отдела характеризует нашу память. Кто-то быстро учит стихи, кто-то нет, кто-то быстро учит, но быстро забывает, а кто-то запоминает на всю жизнь. Для чего необходимо избавляться от ненужной информации это более менее понятно – ресурс мозга не безграничен, а вот как мозг фильтрует эту информацию, это вопрос, ну да ладно, углубляться не будем.

Что происходит с «аутистами»?
У детей с предрасположенностью к аутизму по каким-то причинам перестает работать этот отдел мозга, или начинает работать не правильно, то есть перестает стирать информацию. Вследствие чего, у ребенка сохраняются все картинки, все события проходящие с ним. Представьте себе что, просматривая телефонный справочник в поисках необходимого Вам телефонного номера, Вы запомнили все номера телефонов попавшихся при просмотре, причем запомнили не только номера, но и наименования, адреса организаций, ФИО абонентов и т.д. Или представьте что, идя по улице, Вы запомнили лица всех встретившихся людей, причем не только лица, но и цвет волос, глаз, фасон одежды, запах каждого, голос, о чем они говорили, а так же, сколько ступенек в лестнице, сколько полос у зебры пешеходного перехода, сколько деревьев и какой породы, в каком окне какие занавески, … Примерно так обстоит дело с детьми подверженными аутизму. Начинается это еще во младенческом возрасте, когда от ребенка еще скрыто многообразие окружающего мира, он в основном лежит в коляске или детской кроватке. Но постепенно ребенок начинает видеть и ощущать все больше нового и интересного и все это остается у него в голове. В конце концов, мозг чтобы «не разорваться», блокирует восприятие информации. Происходит это примерно в полтора года жизни ребенка, когда его жизнь становится более разнообразной, а мозг к этому времени «переполнен» и ему попросту некуда «помещать» новую информацию. Далее мозг, в качестве самозащиты, используя различные механизмы, начинает блокировать прием информации, основными каналами которой являются зрение и слух. В результате расфокусировка взгляда и изменение восприятия на слух. По сути, «аутист» перестает видеть то, что происходит перед ним и начинает пользоваться периферическим (боковым) зрением. Именно из-за этого »аутисты» не смотрят в глаза. Примерно то же самое происходит и со слухом. Ребенок прислушиваясь, как-то не естественно разворачивает голову. В итоге линии наилучшего восприятия информации с помощью зрения и на слух не совпадают. Это приводит к тому, что «аутист» не может одновременно воспринимать информацию от одного источника и на слух и с помощью зрения, по крайне мере, так как делаем это мы. Органы осязания у «аутистов» то же подвергаются изменению, ребенок менее чувствителен к боли. Ко всему прочему ребенок становится гиперчувствительным: ему не нравятся прикосновения, запахи, яркие вспышки, звуки, порой даже просто посторонняя речь. Это то же направлено на уменьшение восприятия новой информации.

Теперь давайте разберемся, из-за чего происходит задержка интеллектуального развития при аутизме. Отсутствие любопытства, интереса ко всему новому. Если посмотреть на обычного ребенка, он везде лезет, ему все интересно, все нужно, он крайне любопытен, что приводит к различным новым ситуациям, из которых постоянно нужно искать выходы, при этом развивая мышление. А «аутист» как известно наоборот чуждется всего нового и предпочитает жить по старым известным ему схемам. По сути «аутист» нормально развивается примерно до полтора года. В этом возрасте нормально развита только схематичная, предметная память – память низкого уровня позволяющая запоминать отдельные картины или схемы, то есть память, при которой нет необходимости применять мышление. (К примеру: при приеме пищи ребенок «аутист» всегда заходил на кухню, садился за стол, на котором уже стояла тарелка с супом и лежала ложка, далее он брал ложку и начинал есть. Допустим тарелка супа на столе, а ложку мама забыла положить, что сделаете Вы, когда зайдете на кухню, вероятнее всего будете искать ложку, если знаете где она лежит, возьмете ее и будете есть суп, а «аутист» обнаружив отсутствие ложки, начнет требовать ее от мама, даже если он знает где лежит ложка, сам он ее от туда не возьмет, если никогда этого не делал. Он может подвести маму к ящику с ложками, указать на ящик рукой, но не возьмет ее сам, из-за того, что в голове у него есть схема как, мама берет ложку из ящика и ложит на стол, а схемы, когда он сам берет ложку из ящика, у него в голове нет. Объясняется это тем что, «аутист» не думает, он действует по схеме хранящейся у него в подсознании как, кстати, большинство животных, у которых многие схемы передаются с генами.)
Естественно остальные виды памяти у ребенка не развиваются или развиваются очень плохо. (Кстати, у меня был опыт общения с взрослым «аутистом», закончившим институт. Так вот у него то же гораздо лучше развита низко уровневая память, ему гораздо легче зазубрить текст, чем пересказать его своими словами, видимо по тому что, при пересказе необходимо задействовать мышление.) Причем предметная, схематичная память у «аутистов» очень хорошая, они все прекрасно помнят, но они не могут сопоставлять, ассоциировать. Часто родители недоумевают, почему ребенок не может запомнить буквы, хотя он с первого раза запомнил дорогу до нового магазина, быстро запомнил, где лежат ложки, вилки или какие то другие мелочи. По всей видимости, ребенок отлично запомнил те картинки с буквами, но он не может сопоставить название буквы с картинкой. То же самое, картинка яблока и само яблоко, для него это абсолютно разные предметы, он их не ассоциирует друг с другом, ведь здесь необходимо включить мышление. По сути, ребенок «аутист» живет подсознанием (на автомате), а как только возникает какая то новая ситуация, для выхода из которой у него нет схемы, он начинает испытывать дискомфорт. От сюда истерики, агрессия и др. проявления.

P.S. В основе этого материала лежит лишь одна из теорий, как обстоит дело на самом деле, к сожалению ни кто на сегодняшний день не знает.

ПРИЧИНА АУТИЗМА - КОНФЛИКТ МЕЖДУ ГЕНАМИ, УНАСЛЕДОВАННЫМИ ОТ ОТЦА И МАТЕРИ

Источник: Christopher Badcock, Bernard Crespi. Battle of the sexes may set the brain

Известно, что многие психические отклонения имеют в определённой степени наследственную природу, однако закономерности их наследования часто не укладываются в стандартные генетические модели. Предположительно причины данных отклонений кроются не в самих генах, получаемых ребенком от матери и отца, а в балансе активности этих генов (экспрессии).

У млекопитающих сильно распространен так называемый геномный импринтинг. Смысл этого явления заключается в том, что некоторые гены в половых клетках родителей «метятся» (метилирование цитозиновых оснований), в последствии у потомства эти гены не работают. Отключение генов происходит, как в сперматозоидах, так и в яйцеклетках. В результате потомство наследует некоторую часть признаков только от матери (если соответствующие гены отключены в сперматозоидах) или некоторую часть — только от отца (если ген отключен в яйцеклетке). В половых клетках потомства старые метки могут быть заменены новыми, следовательно у внуков могут проявиться признаки деда или бабушки, которых не было у родителей.

Предполагается, что геномный импринтинг (это пример надгенетической, наследственности, то есть наследственных свойств, не связанных с изменением основной структуры генов) развивается из-за конфликта интересов между полами. Проще говоря, эмбрион стремится высосать из матери побольше «соков», а мать напротив, старается сохранить больше сил и здоровья, для того чтобы не лишиться возможности родить и других детей. Самец в этом конфликте находится на стороне детеныша (этот ребёнок свой, а других детей еще неизвестно от кого родит эта самка). Следовательно, самцы отключают в сперматозоидах гены, которые защищают мать от чрезмерных притязаний эмбриона, а матери в яйцеклетках отключают гены, которые могут эти притязания усилить.

Например, человеческий зародыш получает и от отца, и от матери по одной копии гена IGF2, который кодирует белок, способствующий быстрому росту. В норме отцовская копия этого гена активна, а материнская отключена. В данном случае, как и во многих других, геномный импринтинг работает в точном соответствии с теорией. Мать, отключая в своих яйцеклетках ген IGF2, старается притормозить рост ребенка и тем самым облегчить себе жизнь во время беременности, родов и вскармливания. Отец, снабжая ребенка активной копией гена, напротив, старается улучшить рост эмбриона.

В ходе эволюции устанавливается некий баланс, который и обеспечивает нормальное развитие эмбриона (например, отключение гена одним из родителей может быть уравновешено усилением активности его работающей копии в результате мутаций и отбора, и т. п.). Нарушение этого баланса приводит к неприятным последствиям. Допустим, если у зародыша активными оказываются обе копии гена IGF2 (то есть происходит сдвиг баланса активности генов в «отцовскую» сторону), ребенок будет страдать так называемым синдромом Беквита–Видемана), характеризующимся большим весом ребенка при рождении и быстрым ростом некоторых органов. Дети, у которых баланс смещен в «материнскую» сторону (то есть отключены обе копии гена IGF2), страдают синдромом Сильвера–Рассела, основным признаком которого является замедленный рост.

Считается, что несколько сотен из примерно 20000 человеческих генов подвергаются геномному импринтингу, точно это установлено пока только лишь для 63 генов. Большинство из них оказывают сильное влияние на развитие ребенка. Чаще подвергаются импринтингу гены, от которых зависит работа плаценты (отвечает за передачу эмбриону ресурсов из материнского организма), а так же ряд генов, связанных с развитием мозга.

Уильям Гамильтон, автор концепции «эгоистичного гена» отмечал, что людей можно подразделить на две группы: людей с мышлением, ориентированным на других людей, и людей с мышлением, ориентированным на вещи. В свою очередь себя он относил ко второй группе и полагал, что хотя такой психический склад чреват асоциальностью, именно он позволил ему добиться успеха в науке. По мнению некоторых учёных, Гамильтон страдал легкой формой аутизма.

Предполагается, что ярко выраженная склонность к «вещевому» мышлению — это и есть аутизм. Аутичные дети в раннем возрасте отличаются замкнутостью на себе и крайним эгоизмом и доставляют очень много хлопот своим воспитателям (в первую очередь, конечно, матери). Это означает, что некоторые случаи аутизма могут объясняться сдвигом баланса активности генов связанных с развитием мозга в «отцовскую» сторону. Оказывается, что у людей с синдромом Беквита–Видемана повышен риск развития аутизма. Кроме того, как выяснилось, для многих аутистов, характерна повышенная активность гена IGF2. Эти данные показывают, что между аутизмом и геномным импринтингом действительно может существовать какая-то связь.

Отклонения баланса геномного импринтинга в «материнскую» сторону приводят не только к замедлению роста ребёнка, что делает его вынашивание более лёгким, но и к изменениям в поведении и мышлении, облегчающим матери заботу о нём. То есть такой ребёнок более чуткий, менее требовательный, у него сильно развита способность чувствовать психическое состояние близких и тонко реагировать на него. Сильное смещение баланса в «материнскую» сторону приводит к психозу, а небольшое смещение баланса в «отцовскую» сторону меняет поведение ребёнка в сторону большей требовательности, сосредоточенности на вещах, эгоизма.

На 15-й хромосоме человека генетики обнаружили участок, содержащий несколько генов, подвергающихся импринтингу. Дети, у которых баланс активности этих генов сдвинут в «отцовскую» сторону, страдают синдромом Ангельмана. Такие дети в раннем возрасте отличаются гиперактивностью и постоянно требуют внимания к себе. Среди них очень высок процент аутистов. Дети, у которых баланс сдвинут в «материнскую» сторону, страдают синдромом Прадера–Вилли. В раннем возрасте эти дети отличаются сонливостью, исключительным спокойствием и нетребовательностью, а в дальнейшем большинство из них начинает страдать депрессиями и различными психозами.

Соотношение гипо- и гиперменталистских тенденций в человеческом мышлении зависит от двух основных факторов . Первый фактор это активность генов, подвергающихся родительскому импринтингу. Второй фактор это пол. Как известно для мужчин более характерен гипоментализм и «ориентированность на вещи», для женщин — гиперментализм и «ориентированность на людей».

Можно предположить, что мышление мужчин в норме чуть-чуть склоняется в сторону аутизма, а женщин — в сторону паранойи. Это согласуется с тем, что аутизм чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Более того хотя женщины страдают аутизмом реже мужчин, заболевание у них обычно протекает в более тяжелой форме. Напротив, шизофрения и депрессия у мужчин обычно протекают тяжелее, чем у женщин.

Необычные дети или Ранний Аутизм.

 

Некоторые дети отличаются от других. Эти отличия, как правило, обусловлены поражением ЦНС во время тяжелых родов. Родители начинают беспокоиться, как правило, на втором году жизни малыша, когда становится понятно, что он сильно отстает от сверстников. Открытие, что их самый красивый и любимый малыш имеет аутичные черты, становится для них шоковым. Что же делать?

Что же настораживает в поведении ребенка?

  • Ребенок не ищет контакта с взрослыми и поглощен взаимодействием с неодушевленными предметами.
  • Речь не соответствует возрасту или отсутствует вообще. При этом интеллектуальное развитие может оставаться нормальным, а может быть недостаточным.
  • Ребенок настойчиво избегает взгляда в глаза.
  • У малыша отсутствует желание играть со сверстниками.
  • Ребенок не откликается на свое имя.

Эти дети отличаются склонностью к ритуальным действиям: их любимое занятие выставлять в ряд машинки, они могут выполнять действия с игрушками, характерные для более младшего возраста (сосать, грызть игрушку, бить ее об пол), нет элементов ролевой игры, которые должны появляться в возрасте 2 лет.

Малыш совершает странные действия, которые, казалось бы, успокаивают его. Он может раскачиваться из сороны в сторону, бегать по кругу, рвать бумагу. Эти действия не осмысленны.

Родителям кажется, что их малыш не понимает, о чем они говорят. Ребенок не реагирует на просьбы взрослых, как будто не слышит их. Навыки самообслуживания надолго задерживаются, ребенок не умеет пить из чашки, не осваивает горшок.

Половина таких детей так и остается на стадии глубокой умственной отсталости. Но некоторые из них – одаренные и талантливые. Но очень сложно научить чему-нибудь такого малыша, он не может сосредоточиться на том, что ему говорят, отбрасывает книжку, убегает или начинает кричать. Для здорового ребенка, взрослый – это весь его мир, для аутичного ребенка же важнее минутные, посторонние воздействия. Кажется, что само общение со взрослым для ребенка мучительно и неприятно.

Многие из этих детей агрессивны, активны, часто их невозможно успокоить. Некоторые, наоборот, пассивны и молчаливы, крайне слабо реагируют на окружающее. У таких детей отсутствует радостное, эмоциональное общение со взрослыми, он как бы «отталкивает» мать, не впуская в свой внутренний мир.

Интересно, что раньше возникновение аутизма связывалось с семейным фоном. «С ребенком никто не занимается», «неблагополучная семья», эти формулировки наносили глубокую психическую травму самим родителям.

Аутизм часто и даже чаще возникает в интеллегентных семьях, где мама предана своему ребенку и очень его любит. Поэтому, возникает необходимость разобраться, в чем же причина аутизма?

Почему возникает ранний детский аутизм?

Наиболее вероятно, что причина аутизма в органическом поражении ЦНС. То есть во время родов или беременности, ребенок испытывал недостаток кислорода, что привело к нарушениям со стороны нервной системы. Существует версия, чтто возникновение РДА связано с вакцинацией.

Коррекционные действия

В первую очередь с ребенком надо установить эмоциональный контакт.

Почаще брать его на руки, демонстрировать свою любовь. Постоянно разговаривать, читать книжки, смотреть картинки.

Ребенок постоянно должен слышать речь мамы, которая обращена к нему. Хорошо, если ребенок будет общаться со сверстниками.

Возможность как-то помочь малышу зависит от тяжести заболевания.

К счастью, стопроцентный аутизм редко встречается. Более распространены дети, у которых выражены отдельные черты аутизма.

Таким детям можно помочь, главное не терять времени. Семья при обнаружении признаков болезни, должна срочно провести обследование ребенка и заниматься с ним 24 часа в сутки. При таком раскладе, если аутичные черты у ребенка не сильно выражены, проблема обязательно решится.

Чем раньше начать лечение - тем больше шансов исправить ситуацию!

На заметку !
Советы Айболита!
Статистика сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz